Лучшие фильмы про вино и виноделие

Средневековье

В христианской традиции вино неразрывно связано с идеей спасения, потому что вино есть кровь Христа, пролитая им во искупление грехов всего человечества. Эта история известна, но в Средневековье у нее появилась несколько необычная интерпретация, связанная с тем, что смерть Христа отождествлялась с процессом давления винограда. В средневековых псалтырях можно встретить изображения Христа, топчущего виноград, но бывает, что и сам он находится «под винным прессом», причем роль такого пресса чаще всего выполняет крест. И пока окровавленный Христос давит ногами виноград, ангелы находятся рядом, собирая его кровь (или вино) в чашу. Такие сцены объединяет идею о крестной муке с евхаристией (причастием) и символизирует спасение человечества от греха.

Белая Сицилия & «Большой всплеск»

реж. Лука Гуаданьино 

2015 год

Помните французский фильм «Бассейн» режиссера Жака Дере с Аленом Делоном и Роми Шнайдер в главных ролях? Так вот, «Большой всплеск» – это его вольная итальянская версия. Лука Гуаданьино перенес действие фильма с Лазурного берега на итальянский остров Пантеллерия, что между Сицилией и Тунисом, а на главные роли взял Тильду Суинтон и Рейфа Файнса. Страсть, флирт, ревность – и все это на фоне живописных пейзажей острова, знаменитого своими сладкими винами пассито ди Пантеллерия из подвяленного винограда. Логично предложить именно его в качестве винного сопровождения.

Критический реализм

Если художники барокко превращают исторический или мифологический сюжет в пиршество с избытком роскошных деталей, то художники критического реализма предпочитают через свои картины рассказывать о последствиях такой разгульной жизни. Уильям Хогарт, основоположник английской национальной школы живописи, создает целые серии полотен, в которых раскрывает человеческие пороки (мы, кстати, уже касались его творчества в нашем тексте про джин). Активно используя театральные приемы, Хогарт наделяет своих персонажей выразительной мимикой и характерными жестами, поэтому зрителю нетрудно догадаться, какую позицию занимает художник в вопросах морали. Декорации, которые Хогарт создает для своих живописных мизансцен, наполнены «говорящими» деталями, с помощью которых он рассказывает о том, что ждет героя (и зрителя), поддавшегося искушению.

Одной из самых известных живописных историй Хогарта стала серия работ «Жизнь распутника» (A Rake’s Progress, в других переводах «Карьера мота» или «Похождения повесы») 1733 г. В ней художник рассказывает о вымышленном Томе Рейквелле – впечатлительном деревенском молодом человеке, унаследовавшем большую сумму денег, который по приезде в город немедленно пускается во все тяжкие.

03. «На обочине» (Sideways), 2004 г.

Очень вкусное вино (͡° ͜ʖ ͡°)

Мы не зря поставили фильм в конец списка, хотя если говорить о фильмах про вино — «На обочине», пожалуй, самый винный из всех прочих в этих трёх, и по критерию «винности» должен был стоять на первом месте. Но, сейчас поясним…

По сюжету два старых друга отправляются на машине в небольшой недельный отпуск по солнечной Калифорнии. Они селятся прямо в центре одного из винных регионов и разъезжают в разные винодельни на дегустации, шляются по ресторанам и играют в гольф. Вообще, всё это — своеобразный дегустационный мальчишник перед свадьбой одного из друзей. Тот, чья идея, — Майлз — непубликующийся разведённый писатель, а второй, который женится на армянке (тут должно быть лицо Джеки Чана с надписью: what?? ), — его зовут Джек, и он — актёр, которого берут на роли разве что в рекламу страховок (но хотя бы денег платят). В общем, оба — немного неудачники, ну, и по законам жанра, винная неделя навсегда изменит их жизнь.. (или нет)

Майлз (писатель в перманентной депрессии), очень много, красиво и подробно рассказывает, как правильно пить вино, как определять его возраст по цвету, где во вкусе много дуба, а где в структуре мало плотности. Фильм — кроме того, что неплохая комедия, ещё и послужит самоучителем для начинающих винных любителей.

— Твоё мнение?— Сухое, как задница монашки.. Но вкус отличный, выпьем его!

Много деталей и подробностей про вино может раздражать и утомлять неискушенных винными нектарами зрителей, потому что.. — ну на кой им чёрт вся эта информация? Однако ж человеку, за плечами которого хотя бы пара десятков бутылок, наоборот, — будет вдвойне весело и приятно!

Вообще, без вина фильм тупо бы не получился — здесь оно также важно, как сюжет, а иногда ещё важнее. И хоть фильм хорош сам по себе, всё же, если вы вообще не в теме, «На обочине» может показаться скучным и затянутым.

Рейтинг на Кинопоиске6.9 (почти 7)p.s.: фильм снят в далёком 2004-ом. Забавно уже в те годы видеть в кадре рычажный штопор в качестве само собой разумеющегося кухонного предмета у небогатой матери-одиночки (на 48-ой минуте, если быть точным) (а вообще рычажным штопорам больше 130 лет так-то).Вот, скажем, Metro начало продавать их 20 лет назад в России, а Артемий Лебедев (знатный винолюб) запустил их себе в лишь в 2019-ом (и это не реклама; и нет, нам не заплатили))).В общем, мы к тому, что, хоть вино на территории нынешней Российской Федерации и производят с XVII века, винная культура, к сожалению, претерпевала чаще драматичные падения, нежели вдохновляющие взлёты (иногда вплоть до полного уничтожения). Очередной этап восстановления культуры производства и потребления вина, а также роста интереса к этой теме мы наблюдаем прямо сейчас, уже в новейшей истории, и проект Виношная, среди прочего, — тому яркое свидетельство.

На сайте Виношной ты, кстати, найдёшь много сочных описаний всякого вина ^_^

Импрессионизм

Импрессионисты отказываются в своем творчестве от печальных сюжетов и ставят перед собой цель писать только отрадное. Главную роль в их картинах играют световые и цветовые рефлексы (отражения), то есть сама живопись. Героями многих работ импрессионистов становятся близкие друзья и возлюбленные художников.

«Завтрак на траве» Клода Моне (не путайте с одноименной картиной другого импрессиониста – Эдуарда Мане, а есть еще и «Завтрак на траве» Поля Сезанна, но тот уже постимпрессионист. – Прим. SWN) – это многофигурная композиция, но даже внимательный зритель едва ли заподозрит, что позировали для этой картины лишь трое: двое других художников и невеста Моне. Из 12 героев картины семь изображены в той или иной степени в профиль или вообще спиной к зрителю.

Центр композиции – это пикник с его незамысловатым натюрмортом: несколько бутылок вина, торт, хлеб и фрукты. Никакой дополнительной символики: никто никого не соблазняет, ничто не намекает на пороки или прегрешения – художник просто показывает радостную встречу друзей, собравшихся вместе, чтобы приятно провести утро

Моне было важно передать естественность обстановки, поэтому природу он писал с натуры

Греко ди туфо & «Декамерон»

реж. Пьер Паоло Пазолини

1971 год

Только ленивый сейчас не вспомнил роман Джованни Боккаччо «Декамерон», когда несколько юношей и дам бегут из охваченной чумой Флоренции и самоизолируются на загородной вилле. Развлечь себя они решают историями, большинство из которых носит эротический характер. В фильме эта часть произведения опущена, режиссер сразу показывает несколько избранных новелл «Декамерона»: об изменах жены мужу, развратных монашках и монахах, воришках и пьяницах. Съемки фильма велись на юге Италии, вблизи Неаполя. Так что в кадре порой мелькают итальянские виноградники и маленькие средневековые города южной Италии.

Под это забавное кино напрашивается вино с юга Италии, например, одно из знаковых белых региона Кампания греко ди туфо от продвинутого хозяйства Feudi di San Gregorio. Оно поддержит ритм и характер «Декамерона» своей острой кислотностью и прекрасным минеральным характером.   

«Париж подождёт» (Paris Can Wait), 2016 г.

Безобидный жест или коварная попытка обольщения?

Надо признаться, фильм не совсем про вино (хоть его тут пьют и обсуждают порядочно). Перед вами — роуд-муви по местам, где вино делают — по красотам Франции..

Главная героиня фильма, уже не молодая женщина Анна, замужем за успешным кинопродюсером (Алек Болдуин). Муж (Майкл) постоянно работает, почти не бывает дома, героиня — чувствует себя одинокой и от того несчастной. Майкл улетает в очередную командировку, а у Анны болят уши, она не может лететь. Деловой партнёр Майкла — Джек — предлагает подвезти Анну на своём автомобиле, небольшое путешествие из Канн в Париж. Но, о боже, что же это: безобидный жест помощи или коварная попытка обольстить жену друга..?!

Прованс, Рона, Лимузен, Бургундия.. зрителю предлагается бесконечно любоваться лавандовыми полями, столетними платанами вдоль узеньких окольных дорог, пикниками главных героев с видом на постройки времён Римской Империи.. и всё это под музыку Моцарта и лучи тёплого летнего солнца.

Конечно, это стереотипная, открыточная Франция: милые кафешечки, бордо и шампанское, круассаны и шоколад, невинные шутки и умные разговоры, и, само собой, — романтика! За это, и ещё за некоторую «недраматичность», как бы «пустотность» сюжета на «Париж подождёт» обрушился шквал критики, мол, «такое надо по Discovery показывать в передаче про путешествия, а не кино снимать».

Но, погодите-погодите! С точки зрения темы нашего списка — это идеальное картина для погружения в обворожительную атмосферу родины таких сортов, как каберне совиньон, шардоне, совиньон блан, сира и многих других, культивирующихся сейчас во всём мире. Чем не винный фильм?Просто выкиньте всё из головы, смотрите и получайте удовольствие.

Мы согласны, что фильм для большинства останется недостижимым, вылизанным до блеска идеалом, словно телезвезда с обложек глянцевых журналов. Но давайте вспомним, кто режиссёр? Режиссёр — Элинор Коппола, вот уже скоро, дай бог, 85-летняя старушка из знаменитого «кинематографического» клана, а «Париж подождёт» — её первый фильм.

В её-то возрасте, наверное, единственное, что хочется — это как раз наслаждаться жизнью: спокойно, в размеренных путешествиях, с вином, и чтобы глаз радовался. Может, Элинор всего-то и хотела, что поделиться со зрителем своим мироощущением.. И, надо сказать, ей это отлично удалось. Снимаем шляпы.

Об этом, в общем-то, и весь фильм — как получать от жизни удовольствие (когда есть деньги, конечно) (и когда не нужно никуда спешить).

Рейтинг на Кинопоиске6.3

Кубизм

Кубисты отказались от работы на пленэре и перешли в мастерскую для живописного анализа изображаемого предмета. Пабло Пикассо и Хуан Грис, например, заявляли, что их вообще не интересует цвет – важна лишь форма. Но такую радикальную точку зрения разделяли не все кубисты.

Марк Шагал, например, использовал в своих работах приемы кубизма, чтобы подчеркнуть красочность окружающего мира и рассказать о нем как о самом большом чуде в жизни человека. Автобиографический герой картины «Двойной портрет с бокалом вина» 1917-1918 гг. как будто потерял голову – она изображена чуть смещенной набок. Складки свадебного платья супруги художника Беллы открывают широкое декольте и фиолетовые чулки. Шагал в красном сюртуке восседает на плечах невесты, меняя традиционную схему изображения влюбленных. Над этой почти акробатической пирамидой из улыбающихся супругов пролетает ангел – дочь Ида, благословляющая их союз.

При всей чудаковатости главных героев они изображены на фоне вполне реальных объектов родного города художника – Витебска: Успенского собора, ратуши и моста через Двину, на котором и произошла первая встреча будущих супругов. Истории Шагала кажутся сказочными и неправдоподобными лишь до тех пор, пока его образы не преобразуются в поэмы, лейтмотивом которых является любовь: «В нашей жизни, как в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, – цвет любви» (цитата из книги Марка Шагала «Моя жизнь»). И бокал вина в руках героя «Двойного портрета» не несет какого-то скрытого смысла: он лишь является атрибутом этой любви и счастья.

Прерафаэлиты

Художники братства Прерафаэлитов представляли будничные сюжеты как изысканную поэзию. Их новаторские идеи произвели революцию в викторианскую эпоху, изменив традиционные представления об изобразительном искусстве в Европе. В качестве художественных ориентиров прерафаэлиты выбрали мастеров раннего Ренессанса (само название братства означает «до Рафаэля»): Боттичелли, Филиппо Липпи, Фра Анжелико. Темой произведений прерафаэлитов зачастую становились литературные сюжеты.

На картине Роберта Брайтуэйта Мартино «Последний день в старом доме» 1862 года изображена сцена, которая, на первый взгляд, может показаться столь же морализаторской, как и произведения Хогарта: отец семейства обращен к своему бокалу, слева плачущая женщина передает ключи адвокату или агенту по недвижимости, напротив нее маленькая девочка прижимает к себе куклу и сама почти плачет, а рыцарские доспехи как будто отворачиваются от героя-алкоголика, выражая ему свое презрение. Но самое яркое на картине – это, конечно, изображение юного сына, который так же, как и его отец, с улыбкой смотрит на бокал вина. Хогарт поставил бы диагноз: наследственный алкоголизм.

Ренессанс

Эпоха Возрождения с присущим ей гуманизмом утвердила человека как величайшее чудо, а в искусстве был возрожден интерес к античным идеалам. В творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана духовный мир человека выражается через телесную красоту и материальное богатство. Вино уже в меньшей степени ассоциируется с кровавыми сценами страстей Христовых, отныне оно чаще появляется на изображениях веселых застолий с большим числом приглашенных.

В религиозных сценах художники зачастую позволяют себе больше вольностей и показывают библейские истории в современной обстановке. Впрочем, за подобные выходки иногда приходилось иметь дело с инквизицией, как, например, это произошло с Веронезе, который в 1573 году был вынужден предстать перед судом за нетрадиционное изображение Тайной вечери. Художник создал полотно длиной более 13 метров для венецианской церкви Санти-Джованни э Паоло. К фигурам Христа и его учеников он добавил изображения хозяина дома, прислуги, солдат, детей, а также чернокожего и карлика. Тайная вечеря происходит у Веронезе не в иерусалимском доме I века, а под аркадой портика роскошного дворца. Персонажи картины тоже ведут себя не самым традиционным образом: Христос беседует с апостолом Иоанном, апостол Петр разрезает ягнятину, некоторые ученики подымают чаши с вином, другие просто едят.

01. «Хороший год» (A Good Year), 2006 г.

Вино и Рассел-лапочка-Кроу ^_^

Без сомнений, одна из известнейших кинолент про вино, хотя бы потому, что режиссёр — сам Ридли Скотт, а в главной роли — сам Рассел Кроу.

Мораль истории выражена в первых минутах фильма словами дядюшки главного героя:— Я люблю делать вино, потому что этот благородный нектар просто-напросто не способен лгать.

А вот лгать как раз-то главный герой по имени Макс научился с раннего детства, что совершенно точно способствовало его карьере на Лондонской бирже. Макс, в лице Кроу, предстаёт перед нами беспринципным воротилой лет под 40, который получает удовольствие от жизни, обманывая партнёров, оскорбляя молодых сотрудников и проводя ночи со стажёрками. Деньги для него — возможность «посылать всех на хрен» и они же — единственное, что его интересует. Ну.. и ещё женские груди, конечно.

В один из дней Максу сообщают, что умер его дядюшка: тот который англичанин, но жил во Франции, делал вино у себя в поместье и… не написал завещания. Макс оказывается самым близким родственником, а дядюшкино поместье (шато́, от фр. château) по закону переходит ему. Наш герой без тени сомнений решает продать дом вместе с виноградниками, но, чтобы сделать это, — нужно лично прилететь во Францию для подписания бумаг.

И вот наш Макс — в стране круассанов и лягушачьих лапок, город Горд, Прованс. Раздражённый бюрократией и намеренный провернуть назойливое дельце максимально быстро, что он видит? Шато — в беспорядке, дядюшкино вино отвратительное, тут и там — разруха, а вдобавок — возвращаются детские воспоминания..

Весь фильм моменты ностальгии атакуют главного героя впридачу с рабочими ушедшего в мир иной дяди — старыми знакомыми Макса, которые помнят его ещё наивным мальчишкой и относятся соответственно, т.е. совсем не так, как подобает относиться к большому боссу.. Всё это порядком раздражает и выбивает из колеи, а тут ещё масла в огонь подливает красивая местная официантка. Впрочем, беда, как известно, не приходит одна — она приходит с новым наследником поместья.. а вернее, с наследницей! Одним словом, Максу есть, чем заняться, и о чём подумать. Что победит: тёплая солнечная Франция или дождливый финансовый Лондон..?

«Хороший год» — лёгкая комедия о том, как в соблазне больших денег остаться человеком, а ещё: про честный труд, про любовь к своему делу, про жизнь с наслаждением и, конечно, про вино.

Зритель, кстати, вовсе не обязан быть богатым, и, ко всему прочему, может жаловаться на свою работу и совершенно прохладно относиться к вину — фильм всё равно не оставит равнодушным!

Ну а что же ещё, в конце концов, могло получиться у Ридли Скотта в столице виноделия?

Рейтинг на Кинопоиске7.6

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий